"Карамельки" официальный сайт музыкального руководителя Волокитиной Елены Алексеевны

ВЛИЯНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ НА МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Аннотация: Развитие речи идёт с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. Большую связующую роль играет ритм.

Ключевые слова: двигательные упражнения; чувство музыкального и стихотворного темпа и ритма; артикуляция, мимику, голос.

Дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи детей. Логоритмика и развитие ребенка тесно связаны друг с другом. 

Логоритмика - путь к гармоничному развитию ребенка, так как является важной частью комплексного подхода к решению вопросов коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Как известно, в природе всё подчинено определенному ритму: смена дня и ночи, времена года, приливы и отливы, новолуние и полнолуние… Человеческая жизнь – не исключение: еще в утробе матери маленькое сердечко уже имеет свой собственный ритм. Грудной младенец с интересом прислушивается к звуку погремушки, к музыке, с удовольствием осваивает "ладушки" и "сороку". Любые ритмические движения и звуки активизируют определенные мозговые центры, что стимулирует мыслительный процесс и возникновение осознанной речи.

  Речь, музыка и движение – вот три компонента, помогающие речевому развитию. Ритмичные, четкие упражнения для ног, рук, туловища и головы развивают общую моторику, подготавливают совершенствование движений артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей и т.д., а также стимулируют развитие мозга, соответственно, и развитие речи. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребёнка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса.  Ребёнок познаёт мир через движения и эмоции, и преодолеть ему речевые проблемы помогут логоритмические упражнения, способствующие развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, развитию музыкальных способностей детей, активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).  

 Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические занятия позволяют решать разнообразные задачи:

ed62cf7b5aeb7512ad85ba2748a1de4f.jpg

способствовать музыкально ритмическому развитию детей , развитию темпа и ритма речевого дыхания, укреплению мимической мускулатуры, развитию умения сочетать движения , речь и музыку, координировать их, подчинять единому ритму.

развитие слухового и зрительного внимания;

развитие музыкального, фонематического слуха

развитие пространственной организации движений;

развитие общей и тонкой моторики, мимики;

развитие правильного дыхания;

формирование артикуляционной базы звуков;

развитие чувства ритма;

развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое

развитие коммуникативных качеств.

 Основу занятий составляют разнообразные виды деятельности ритмического и речевого плана: звукоподражание, игры со словом голосовые - упражнения, артикуляционная, пальчиковая, дыхательная  гимнастика и стихи, сопровождаемые движением рук, музыкальные и музыкально-ритмические игры, игры с музыкальными инструментами, песнями, инсценировками - все это способствует вовлечению детей в творческую деятельность. Раскованность и непринужденность, формирующиеся у детей при выполнении ритмических движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. 

 Длительность занятия зависит от возраста детей – 20-30 минут.  Водная часть: 3-5 минут.

Включает в себя: - различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений; упражнения на ориентировку в пространстве; упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса. Основная часть: от 10 до 15 минут. Включает в себя:                    

  - развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики; упражнения на развитие внимания, памяти; упражнения на развитие чувства ритма, темпа; упражнения на развитие координации речи с движением; упражнения на развитие координации пения с движением; слушание музыки для снятия напряжения; игровые упражнения на развитие мелкой моторики. Заключительная часть  от 2 до 7 минут включает в себя: - упражнения на восстановления дыхания; спокойные виды ходьбы; упражнения на релаксацию. 

09df88b4f4141a232aa0609f010ee1f1.jpgМузыкально-речевой аспект очень интересен для меня с профессиональной точки зрения, ведь слово, речь тоже имеет ритмическую основу, музыкальную составляющую.Занятия проходят в форме сюжетно-ролевой игры, сказочного повествования. Детки принимают активное участие в этом действии, что стимулирует не только их двигательную активность, но и речь. На занятиях по логоритмике развивается фантазия, и дети выражают себя через движение – все это элементы творчества. Выступая в разных ролях, ребята пропускают эти образы через себя. Фантазия и первые творческие проявления – это ключик к развитию вообще всех способностей, которые пригодятся им во взрослой жизни, помогут найти себя, стать успешнее.

 Занятия по логоритмике – это не «учеба», это веселая игра. Невозможно заставить ребенка играть. Играет он по собственному желанию, а моя задача вовлечь его в развивающую игру. Приемы этого нарабатываются. Важно, чтобы в ней поучаствовали все. На занятиях разыгрываются целые сюжетно-ролевые игры, развивающие воображение детей, то  они исполняют  роль ветерка, ежика, рыбки, то становятся капитанами корабля. Дети дошкольного (особенно младшего дошкольного) возраста быстро отвлекаются, у них очень маленький объем произвольного внимания. Это требует постоянной смены видов деятельности. Такой ход занятия нацелен, прежде всего, на развитие мышления и одновременно на физическое развитие. Именно комплексный подход, сочетание двигательной, речевой и музыкальной деятельности очень эффективен для детей  дошкольного возраста. 

 Успех занятий в том, что они проводятся на очень высоком эмоциональном уровне. Дети с удовольствием включаются в игру, становятся «ежиками», зайчиками, котятами и. т. д, им хочется перевоплотиться вслед за вами, так убедительно вы изображаете персонажей сказки. Малыши с удовольствием включаются в игру, но они все разные: некоторые идут на контакт легко, а другие наоборот. Очень важен на занятиях индивидуальный подход. 

 Моя задача – видеть, чувствовать каждого ребенка и вовлечь в деятельность, причем делать это нужно, только через интерес. На занятиях ребенок должен себя чувствовать очень свободно, должен проявлять себя. Если какой-то ребенок в данный момент не хочет быть «зайчиком», мы можем предложить ему посидеть на пеньке и побыть «ежиком», или «медвежонком» потом «зайчики» пригласили бы его, и они поиграли бы вместе. Приемы могут быть разные, они рождаются уже в процессе занятий. Это позволяет на  деле повысить темп развития речи в целом за счёт включения ребёнка в творческую деятельность. 

Безусловно, лучшим способом организации работы является сотрудничество- ребенок, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели, семья. У каждого специалиста свой вид деятельности, но цель общая – развитие речи  детей и воспитание

Работая с детьми, мы обозначали для себя некоторые правила, которые являются залогом успеха и определяют личностно-ориентированный подход к решению педагогических проблем.

Помним, что «один в поле не воин», поэтому, чем больше специалистов и родителей будет работать с ребенком, тем быстрее и эффективнее пойдет процесс становления речи.

Ребенок заговорит тогда, когда мы захотим его слушать.

Мы очень терпеливы и понимаем: если ребенок не выполняет задание,  он просто не может этого сделать.

Играя с ребенком, мы присаживаемся на низкий стул, давая возможность видеть свое лицо, четкую дикцию, говорим медленно нараспев.

Наши занятия – это не уроки в школе. Даже самый сложный материал легче усваивается в игре. Занятия со сказочным сюжетом стимулируют развитие воображения, речи и внимания.

Особое внимание нужно обращать на речевое сопровождение логоритмических упражнений. Проговаривание текста совместно с выполнением ритмичных движений способствует развитию чувства ритма. Тексты должны быть ориентированы на возраст детей. Также стихотворения не должны быть очень большими по объему. Желательно использовать такие тексты, в которых можно повторить несколько раз одни и те же движения. 

Ценность логоритмики состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития музыкальных, творческих и речевых способностей ребёнка. 

Осуществление процесса музыкального  и речевого развития требует от педагогов большой совместной  активности. Сотрудничество- ребенка со всеми участниками пед. процесса , безусловно, является лучшим способом организации работы. У каждого специалиста свои методы и подходы,  свой вид деятельности, но цель общая. Через игровую деятельность в процессе логоритмики у детей повышается  интерес к занятиям, совершенствуются основные виды движений, создаётся разносторонняя база жестов и движений у детей. Эффективно развиваются двигательные способности. Раскрывается творческий  музыкальный потенциал ребенка, развивается эмоциональность. Формируется  выразительность движений, развивается двигательное воображение , творческая фантазия и память, чувство ритма и музыкальный слух. Укрепляется и сохраняется физическое здоровье детей. Формируются: правильная осанка, походка, грация движений. Развивается правильная речь,

слуховое и зрительное восприятие.  Формируется положительный эмоциональный настрой у детей.

Общепринято, что взрослые учат и воспитывают детей. Но не надо забывать учиться у наших детей доброте, оптимизму и радостному восприятию окружающего мира. И тогда вы  сможете научить их:

 Слышать, видеть, понимать и пространство ощущать.

Петь, дышать, играть ритмично- громко, тихо, высоко,

Низко, в темпе и легко, самому придумать что-то,

Изменяя ход игры.

Вот тогда достигнем цели – Чистой речи детворы!

Содружество двигательных упражнений с проговариванием специальных текстов под музыку дают хорошие результаты в формировании правильной речи дошкольников. 

Литература 

1.Абелян Л. «Забавное сольфеджио» (учебное пособие для детей дошкольного возраста), С. П., 1992.- 63с.

2. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009. –  204с.

3. Ветлугина Н.А. ''Методика музыкального воспитания в детском саду'', М., ''Просвещение'', 1989г . - 270с.

4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.:Сфера, 

2008г. – 140с.

5. Емельянов В.В. ''Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры.''СПб, 1999 г. – 194с.

6 Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. -М.:Сфера, 2004г.-192 с. 

7 Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008. -224с.

 8.Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.- 125с.

.


27 марта 2016 в 20:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.